УДК 378. 016: 33 (043.3)                                                                                            Якуш Е. И.

(БГУ имени А. Пушкина, Беларусь)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

В статье анализируются особенности формирования ценностного отношения в профессии в процессе профессиональной подготовки. Происходящее в стране реформирование социально-экономических отношений, становление мирового рынка, рост конкуренции объективно обусловливают повышение требований к специалистам, профессиональной активности и трудовой культуре. Формирование ценностного отношения к профессии объективно становится важнейшим условием успешности подготовки специалиста, что диктует необходимость соответствующего подхода к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, ценностное отношение к профессии,  профессиональное становление, профессиональная направленность.

 

The reform of social-economic relations, becoming of the world market, the growth of competition which are going on in the country objectively cause the increase of requirements to the staff, the level of their skills, professional activity and labour culture. The success of the results in the industrial sphere depends to definite extent on the level of organization of the teaching process, taking into account the tendencies in the development of the pedagogical science, which are in the country of innovation processes connected with the preparing of the staff.

Keywords: vocational education, the value related to the profession, professional development, professional orientation

 

Постановка проблемы в общем виде. Современное общество переживает ответственный исторический этап – становление рыночных отношений, который связан не только с экономическими реформами, но и с изменением всей системы социальных отношений, образа жизни людей, их ценностных ориентаций, мотивации социального и трудового поведения. Рост конкуренции на внешних и внутренних рынках неизбежно вызывает возрастание требований к специалистам, их квалификации, профессиональной активности и трудовой культуре.

 Адаптация индивида к изменяющимся требованиям становится возможной только на основе динамики самого человека, формирования у него высоких ценностных установок и личностных качеств, в целом развития его личности. Все это предполагает непрерывное профессиональное самосовершенствование любого специалиста. В этих условиях требуются новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования не только в рамках подготовки образованных и квалифицированных специалистов, но и в целом становления личности юношей и девушек.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что новый смысл понятия профессионализма и роли личности в его формировании в современной науке повлек за собой переоценку ценностей профес­сионального развития. Возросли требования к профессионалу, его подготовке, ответственности за свое профессиональ­ное будущее. В подготовке будущих специали­стов перед учреждениями системы профессионального образования отчетливо обозначились проблемы формирования у студентов личностно-ориентированного выбора профессии, их готовности к профессиональной деятельности и стремления совершенствовать свое мастерство; развитие компетентности и мобильности, гибкости и самостоятельности в поисках решения профессиональных задач, достижения уровня профессиональной зрелости, позволяющей личности выступать субъектом труда.

В свою очередь, сегодня личность также предъявляет свои, достаточно высокие требования к избираемой профессии: интересная работа и возможность самореализации в профессии; общественное признание профессии и ее высокий социальный статус в обществе; возможности материального обеспечения своих разумных потребностей и др. Система профессионального образования и призвана решить сложную социально-педагогическую задачу согласования требований общества к профессиональной подготовке и личных устремлений индивида к самореализации в рамках избранной профессии.

Одним из важных условий установления гармонии общего, в качестве которого выступают требования общества к профессиональной подготовке специалиста, и единичного, личностного, отражающегося в устремлениях, интересах индивида, является установка учебного заведения на формирование ценностного отношения учащихся к избранной профессии.

В отечественной педагогической литературе ценностные и смысловые ориентации молодежи достаточно изучены: механизм развития потребностей, интересов и ценностей личности в профессиональном труде – А.Г. Здравомыслов, Л.М. Зюбин, М.А. Рожина; факторы влияния на отношение к труду и избранной профессии – Э.К. Голубева, А.Л. Журавлев, 3. Кэтлин, В.А. Ядов; факторы профессионального самоопределения молодежи – Е.Н. Головаха, Д.Л. Константиновский, В.А. Сухин, М.Х. Титма, В.Ф. Черноволенко, В.Н. Шубкин.

Для профессионального образования наибольшее значение имеет разработка и усвоение молодежью ценностных ориентаций, которые определяют успешность и направленность ее профессионального самоопределения, а также отношение к труду и профессии. Н.Ф. Гейжан, Э.К. Голубева, А.Л. Журавлев, 3. Кэтлин, А.А. Реан, В.А.Ядов и др. отмечают, что позитивное отношение к труду зависит от ряда факторов:  насколько значимы и ценны для работника содержание его труда;  в какой мере труд позволяет проявить и реализовать способности работника;  насколько справедливо распределение благ;  в какой степени труд укрепляет чувство собственного достоинства личности.

Каждый из названных факторов, для личности приобретающий характер ценности, является основанием мотивации и регулирует трудовое поведение человека по-разному: для одного более важно, чтобы содержание труда его захватывало, было интересно;  другому важнее, чтобы работа соответствовала его способностям и позволяла достичь наилучшего результата; третий стремится к тому, чтобы за свои усилия получать максимальное вознаграждение;  четвертому особенно важно, чтобы любое дело было сделано им по совести и вызывало уважение окружающих.

 Влияние той или иной ценностной ориентации на мотивационную сферу личности раскрывают социологи и психологи. Так, А.Г. Здравомыслов, Л.М. Зюбин, М.А. Рожина и другие исследователи отмечают, что изменение социально-экономических условий повлияло на качественные характеристики каждого типа направленности личности. Это обусловило значимость изучения характера ценностных ориентаций учащихся в новых экономических условиях.

Тенденции развития личности, отмечаемые западными учеными (Р. Бернс,  К. Двек, Г. Крайг и др.), подтверждают вывод о том, что структура ценностей индивида, по мере стабилизации экономических условий в обществе, входит в противоречие не только с перспективами общественного развития, но и психологическим комфортом самого человека. Следовательно, методология разработки проблем профессионального обучения и воспитания будущих специалистов на современном этапе не может быть нацелена на формирование только человека «экономического», а должна ориентироваться на профессионализм и нравственность индивида в их тесном единстве и взаимосвязи. В связи с этим очень важно в процессе формирования у будущих работников ценностных профессиональных ориентиров сохранить в условиях рынка и частной собственности, традиционные, исторически сложившиеся профессионально-нравственные ценности.

На разных ста­диях профессионального становления возникает ряд противоречий, являющихся источником и движущей силой профессионального развития личности. В формировании профессионального самосознания, по мнению Т.В. Кудрявцева, наиболее значимыми противоречиями являются:

 – между потребностью человека в профессиональном самоопределении и отсутствием у него необходимых профессиональных знаний и умений;

- между представлениями человека о профессии  и ее ре­альной сущностью;

- между представлениями человека о себе как о субъ­екте профессиональной деятельности  и его реальными воз­можностями [3].

Профессиональное образование выполняет специфическую, в отличие от общеобразовательной школы, функцию развития личности профессионала-труженика. Оно призвано формировать новые качественные устремления, развивать основные сущностные характеристики личности будущих специалистов: потребности, интересы, моральные взгляды, убеждения, способности. Следовательно, такая потребность обусловлена необходимостью преодоления тенденции механистического придания требованиям рынка труда довлеющего характера на образовательный процесс.

Представление человека о смысле собственной жизни, о месте и роли в обществе связано с конкретной профессией. Поэтому профессиональное образование является важнейшей частью процесса формирования человека, а профессия – одним из основных способов его самореализации. В указанных условиях особую актуальность, как отмечает Э.М. Калицкий, приобретают комплексные исследования возможностей профессии [2].

Психолого-педагогические исследования показывают, что возраст ранней юности – самый благоприятный период для проведения социально-профессиональной ориентации молодежи. Раннее возникновение интереса к профессии обеспечивает обществу больше шансов  получить полноценного квалифицированного работника. Так, Е.И. Сутович указывает, что профессиональное развитие наиболее активно проявляется в юношеском возрасте на этапе профессионального обучения и подготовки к труду, а также на этапе вхо­ждения в профессию. Недостаточное внимание к данной тенденции приво­дит к выраженной статичности образа «Я», ослаблению сензитивности в развитии профессионально-личностного потенциала человека на более поздних этапах овладения профессией. Автор делает акцент на формирование профессионального самосознания, которое является движущей силой и результатом профессионального образования, профессиональной деятельности  и жизненной активности личности [6].

Выводы ряда ученых позволяют предположить, что ярко выраженный интерес молодых людей к их будущей профессии на первых порах учебы в вузе выступает в следующих качествах:  одной из детерминант формирования у них ценностного отношения к профессии; основы для проектирования своего профессионального становления; базы формирования готовности к реализации своей профессиональной деятельности; корректировке профессионального пути в связи с объективными изменениями производства и субъективными потребностями.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что понятие ценностного отношения к профессии рассматривают лишь некоторые авторы (А.Г. Здравомыслов, Л.М. Зюбин, М.А. Рожина и др.), по-разному трактуя его содержание. Следует отметить, что если ценностное отношение к профессии (любой) трактуется как ее самоценность, то ценностное отношение к избранной профессии является индивидуализированным, преломленным через собственные жизненные позиции и устремления личности.

Проведенные учеными исследования приводят к выводу о том, что решающую роль в формировании ценностного отношения к избранной профессии играет направленность личности, подчинение всех ее действий осознанной цели.  Профессиональная направленность определяется через ценности, интересы, потребности, установки, мотивы, склонности, убеждения. На основе анализа  различных подходов исследователей к изучению профессиональной направленности можно выделить три ее составляющие, которые в свое содержание включают:

- систему ценностей личности в профессиональной деятельности;

- систему мотивации предпочтения конкретной деятельности;

- систему регуляции поведения личности, детерминированную ее профессиональными потребностями, интересами и ценностями.

Профес­сиональную направленность ученые рассматривают как длительный, многоступенчатый процесс, имеющий свои этапы, стадии, периоды  развития. Так, Ю.А.Полещук указывает на следующие этапы становления профессиональной направленности: профессиональное самоопределение; профессионализация; професси­ональная деятельность [4]. По мнению М.И.Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, в профессиональной направленности выражается положительное отношение личности к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области избранной профессии. С их точки зрения, профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профдеятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды [1].

В структуру профессиональной направленности учащихся исследователи включают профессиональные интересы, психологическую готовность к труду (знание профессиональных особенностей и требований, осознание своих способностей и возможностей, стремление к овладению профессией) и ценностные ориентации, проявляющиеся в мотивах и целях деятельности (С.С. Мартынова), установки и профессиональный интерес (А.С. Ткаченко), системы отношений личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н.Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Одним из важнейших выводов исследования Е.Б. Савиной яв­ляется утверждение о том, что профессиональное становление человека детерминируется уровнем сформированности его профессионального самосознания [5]. Период активного формирования профессионального само­сознания, по ее мнению, начинается после выбора профессии или начала трудовой деятельности. Фактически это есть окончание сомнений в правильности принятого решения профессионального выбора, при этом человек может подниматься по про­фессиональной лестнице, повышать и расширять свою квалификацию или менять профессию, место работы, переквалифицироваться. Значимость данного вывода в том, что именно развитое профессиональное самосознание является основой формирования ценностного отношения к профессии, определяя тем самым успешность профессионального становления работника.

Еще в 1920-х гг. Э. Шпрангер и Ш. Бюлер, исследуя юношеский воз­раст, показали, что одной из его характеристик является поиск профессии, развитие профессионального образа как движущей силы дальнейшего профессионального и жизненного пути, условие достижения высокого уровня сформированности профессионального самосознания [10]. Изучая проблему отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, Т.В. Кудрявцев акцентировал внимание на процессе ее профессионального становления. Развитие этого отношения, по его мнению, и есть процесс профессионального само­определения, поскольку в юношеском возрасте профессиональное самооп­ределение и зарождение профессионального самосознания идут парал­лельно, а отношение молодых людей к себе как к субъекту будущей про­фессиональной деятельности является неотъемлемой частью и условием формирования профессионального самосознания [3].

Более верным, на наш взгляд, является подход А.И. Турчинова, в котором нашли отражение современные тенденции раз­вития производства, новые аспекты взаимодействия психологии и профессионального образования личности. В процессе формирова­ния профессионального самосознания автор выделяет четыре этапа: 1) профессиональное самоопределение; 2) профессиональная самоидентифика­ция; 3) распредмечивание профессионального опыта; 4) опредмечивание про­фессионального опыта. При этом циклы профессиональной жизни челове­ка могут сменять друг друга не только в рамках одной профессии, но и под влиянием смены профессиональной деятельности, освое­ния человеком новой профессии [8].

По мнению большинства исследователей, важнейшей предпосылкой и условием формирования самосознания является самопознание, в процессе самоанализа реализуется потребность разобраться в себе, в особенностях соответствия требованиям профессии. Результатом профессионального самопознания выступает комплекс представлений личности о себе как о специалисте, а также о своем будущем профессиональном развитии. Именно соизмерение своих и чужих действий влияет на отношение к себе, формирует самосознание. Важнейшим при этом оказывается аспект профессионального общения, который является связую­щим звеном между людьми в ходе их совместной деятельности.

Исследователи отмечают, что самопознание и самоанализ способст­вуют углублению профессионального самосознания студентов с учетом требований, предъявляемых профессией к специалисту, развитию адекватных представлений о себе как о субъекте-профессионале. Именно высокий уровень профессионального самопознания и самосознания определяет правильное сочетание особенностей личности и ее социально-профессиональной пози­ции. Условием формирования профессио­нального самосознания является не только самопознание отдельных сторон личности, но и расширение профессионально-психологических знаний субъекта труда, формирование потребностей и мотивов, готовности к саморазвитию. Узость профессионального самосознания в ранней юности в значительной мере обусловлена ограниченностью опыта трудовых отношений и психологических знаний о себе как о будущем субъекте профессиональной деятельности, а также недоста­точным вниманием педагогов к оценке особенностей профессиональ­ной подготовки и развития в общей структуре учебно-познавательной и практико-профессиональной деятельности студентов.

Знания о профессии С. Фукуяма считает одним из главных условий профессионального становления и формирования профессионального caмосознания в юношеском возрасте. Он указывает, что доступ к знаниям о профессии должен обеспечиваться постоянно и системно, человек же стремится предвидеть и подготовиться в идеальном психологическом плане к тому, что ему предстоит делать [9]. Поэтому при подготовке молодежи в лицеях и училищах, как отмечают исследователи, необходимо изучать требования профессии к личности работника, знаком­ить с возможными проблемами, исследовать профессионально-личностный потенциал и его развитие на ранних этапах трудовой деятельности.

Достаточно широко в психолого-педагогических исследованиях пред­ставлена проблема изучения качеств личности современного специалиста, развития черт его характера. Так, Л.М. Съедина считает, что общество сего­дня крайне нуждается не просто в профессионалах высокой квалификации, а в людях, которые должны уметь работать в команде, обладать развитыми коммуникативными способностями, нравственным потенциалом, оптимальными поведенческими навыками, операциональными способностями, умением действовать технологично [7]. Большое внимание у ряда исследователей уделено изучению модели специалиста, причем отмечается, что недостатки  существующих моделей кроются в явном перевесе роли специаль­ных знаний и умений над общими, гуманитарными, в недостаточном внимании личности к собственному развитию через самопознание и самоуправление. Естественно, познание человеком себя, изучение своего профессионального и личностного потен­циала способствует достижению эффективности в процессе становления про­фессионала, преодолению издержек на этом пути.

Изучение опыта учебных заведений показывает, что усилия преподавателей по-прежнему направляются, в первую очередь, на повышение качества усвоения студентами предметных знаний и умений, и лишь «в остатке» – на формирование у них необходимых личностных качеств. Задача усложняется тем, что на данный момент в педагогической науке нет однозначного понимания, какими качествами и в каком объеме должен обладать выпускник, чтобы стать творчески ориентированным, конкурентоспособным специалистом, а также какими методами и педагогическими средствами можно достичь этой цели. Поиск эффективного стиля работы зачастую ведется педагогами стихийно и не всегда последовательно из-за общей установки на все тот же прагматико-предметный минимум базового стандарта по отдельным дисциплинам. Одна из причин существующих проблем в подготовке специалистов в неразработанности педагогической системы, обеспечивающей согласование всех компонентов образовательно-воспитательного процесса.

Новая парадигма обучения и воспитания в целом, и в частности, процесса ценностного отношения к профессии, требуют определения его сущности, содержания, структуры, психологических механизмов развития личности, что связанно с формированием ее ценностного сознания, системы внутренних ориентаций, профессионально значимых качеств.

Сущность профессиональной подготовки заключаются в том, чтобы помочь будущему специалисту:

- осознать свою уникальность, индивидуальное своеобразие, осмыслить и адекватно оценить свои способности и возможности;

- сформировать индивидуальный стиль деятельности и общения, характер профессиональных взаимоотношений в совместной работе;

- освоить избранную профессию на таком качественном уровне, который обеспечит личностную самореализацию и высокий социальный статус;

- освоить умение вносить достойный профессиональный вклад в общее дело и адекватно его оценивать;

- выработать внутреннюю потребность в постоянном культурном росте, профессиональном самосовершенствовании и личном саморазвитии.

Выводы. Таким образом, теоретический анализ педагогики профессионального образования свидетельствует, во-первых, о рассмотрении учеными широкого спектра вопросов, в той или иной мере затрагивающих исследуемую нами проблему формирования ценностного отношения будущих специалистов к избранной профессии, во-вторых, позволяет сформулировать исследуемое понятие. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволяет определить ценностное отношение к избранной профессии как сложное социально-психологическим образование, которое отражает  уровень осознания личностью социальной важности избранной профессии для общества, степень личной значимости ее в реализации своего творческого потенциала, осуществлении жизненной стратегии (перспективы), материального благополучия, обеспечении желаемого статуса в обществе, позитивное принятие ее в рамках сложившейся системы жизненных ценностей и сознательное активное стремление к достижению в избранной профессии высокой квалификации.

В структурном смысле ценностное отношение студентов к избранной профессии складывается из следующих взаимосвязанных элементов:

- мотивов выбора профессии, основанных на сочетании личных жизненных устремлений и индивидуальных особенностей социальной значимости и востребованности профессии в обществе, которые создают в результате глубокий и стойкий личностный интерес к профессии;

- удовлетворенности профессией на этапе ее освоения, которая достигается осознанием личностью того, что имеющиеся индивидуальные способности позволяют ей успешно овладевать профессиональными умениями и навыками, дают  возможность для самоутверждения и проявления личного творческого потенциала в профессии;

- активности в учебной, производственной и внеурочной деятельности, направленной на успешное овладение профессией, достижение в ней высокой квалификации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 175 с.

2. Калицкий Э.М. Профессия, профессиология и профессиональное образование: методологические аспекты / Э.М.Калицкий. –Минск, 1996. – 37с.

3. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев. – М., 1985. – 108 с.

4. Полещук Ю.А. Динамика направленности учащихся ПТУЗ в условиях психологического сопровождения обучения профессии: дис. …канд. псих. наук: 19.00.07 / Ю.А. Полещук; РИПО.  – Минск, 2001.

5.Савина Е.Б. Педагогические условия формирования профессионального самосознания старшеклассников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Б.Савина. – М., 1991. – 155 с.

6. Сутович Е.И. Формирование профессионального самосознания учащихся учреждений профессионального образования / Е.И. Сутович. – Минск, 2005. – 84 с.

7. Съедина Л.М. Социально-психологический подход к формированию личностных качеств специалиста : автореф. дис. …канд. социол. наук: 22.00.08 / Л.М. Съедина; Белгор. гос. технол. акад. строит. Материалов. – Белгород, 1997. – 20 с.

8. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблема развития теории и практики / А.И. Турчинов. – М., 1989. – 105 с.

9. Фукуяма С. Теоретическая основа профессиональной ориентации / С.Фукуяма; под ред. Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. – М., 1989. – 105 с.

10. Child D. Psuchologu and the teacher / D. Child. – London, 1995. – 628 p.

 

Рецензент: д. пед. н., доц. Щербяк Ю. А.