УДК 387.14
д. пед. н. Спиров К.,
д. Йорданов Р., к. пед. н., доц. Бабенко И.
(ГИИЗ ГВУЗ «ДГУ»)
ПРОФЕСИОНАЛНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК
ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ГОРИЗОНТАЛЬНО К ВЕРТИКАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОМУ
ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
Якість отриманої освіти у більшій мірі залежить від змісту навчання. Зазначена аксіома лежить в основі кожної освітньої системи.
Качество получаемого образования в большой степени зависит от содержания обучения. Эта аксиома лежит в основе каждой образовательной системы.
Abstract: In the report a new format of the existing training
documentation in order to create prerequisites for the transition from vertical
(subject-centred) to horizontal (activity) organization of the learning process
is proposed. For the realization of this idea the European Qualifications
Framework is used.
Keywords:
education quality, training process, training content, training documentation,
training plan, curricula.
Введение. Качество
получаемого образования в большой степени зависит от содержания обучения. Эта
аксиома лежит в основе каждой образовательной системы. В контексте этой
проблемы недовольство бизнеса (как основного потребителя кадров) качеством
квалификации выпускников разных специальностей может означать только одно: «Вы
не учите их тому, что нам нужно». С другой стороны, преподаватели и научные
работники, которые разрабатывают учебную документацию (модель специалиста,
учебный план и учебные программы) для соответствующей профессии или
специальностей, убеждены, что именно те знания, которые они дают, необходимы
будущим специалистам.
Эта проблема была четко очерчена в высказывании министра образования
Болгарии: «Болгария нуждается в тотальной реформе высшего образования и науки. Университеты
должны анализировать и координировать учебные программы, по которым происходит
обучение, поскольку та квалификация, которую они дают выпускникам, должна
отвечать потребностям болгарского и европейского рынка» (Бозукова, 2010).
В этом докладе
представлен анализ европейской квалификационной рамки (ЕКР), а также внесено
предложение изменить формат и содержание учебной документации. Данные изменения
могли бы позволить перейти от вертикальной (предметно-центричной) к
горизонтальной (действующей) организации учебного процесса. Что, в свою
очередь, дало бы возможность улучшить
качество получаемого образования.
І. Учебная
документация в нашей образовательной системе.
Учебная
документация для каждого вида и уровня образования является нормой, которая
определяет содержание обучения. В образовательной системе Болгарии она включает
в себя: государственные образовательные требования (модель специалиста, цели
обучения) и учебный план и учебные программы (см. табл. 1).
Этот формат
учебной документации ведет к так называемой предметно-центричной (каждый
предмет обособленно) или вертикальной модели организации учебного процесса. В
пакете документов, самым главным является первый, так как он содержит то, что
должен знать и уметь будущий специалист. На основе этого разрабатываются
учебный план и учебные программы.
Данная технология
использовалась на всех уровнях образования в Болгарии, на ее основе получало
образование старшее поколение, и вышеупомянутая проблема между производителями
(учебными заведениями) и потребителями кадров (бизнесом) в тот период не
существовала. Приведем несколько причин, которые послужили толчком для
появления этой проблемы:
1.
Научно-техническая революция привела к
быстрому старению знаний.
2.
Информационная революция, а в частности Интернет,
сделали знания более доступными для каждого.
3.
Инновации в каждой отдельной области
экономики требуют помимо профессиональных и социальных знаний, продолжения
обучения – т.е. обучения на протяжении всей жизни.
Таблица 1
Как результат
появились следующие основные недостатки:
1.
В учебной документации, предназначенной для
организации учебного процесса, нет описания предполагаемых результатов
обучения.
2.
Государственные образовательные требования
(ГОТ) довольно быстро перестают отвечать стандартам, что влечет за собой
необходимость в их постоянном обновлении. В силу этого мы наблюдаем инертность
образовательной системы. Даже в профессиональных направлениях (где эта
актуализация проводится) чаще всего этот процесс происходит без участия
специалистов из реального сектора экономики. «Старение» знаний в меньшей
степени отражается на так называемой фундаментальной подготовке в высшем
образовании (общая образовательная подготовка в среднем образовании), и в
большей степени отражается на профессиональной подготовке. Дабы избежать этой
проблемы, специалисты, которые занимаются разработкой ГОТ, прибегают к
различным методам. Например, в профессиональной подготовке используют в
обучении теоретические знания, поскольку после усвоения теоретической базы
соответствующей предметной области, будущий специалист сможет усвоить и
практические умения в реальной сфере деятельности. Таким образом,
профессиональная подготовка также становится фундаментальной в соответствующей
предметной области.
3.
Государственные образовательные требования
разрабатываются, не учитывая перспективы развития в определенном
профессиональном направлении. Причин для этого много, но основная причина в
том, что преподаватели в учебных заведениях Болгарии являются лишь
исполнителями. Они могут только наблюдать процесс создания ГОТ, но не принимают
в этом непосредственного участия.
4.
Учебные планы представляют собой совокупность
дисциплин с соответствующей нагрузкой. Следует отметить, что существует
нехватка компетенций, которые необходимы для практики в каждой специальности.
Это является одной из предпосылок для репродуктивного характера модели
обучения. В этом случае целью выступает лишь получение положительных оценок
(всеми средствами) по дисциплинам учебного плана.
5.
Содержание учебных программ находится в виде
тем для лекций и упражнений, что не несет никакой помощи со стороны
преподавателя студентам, которые бы могли обрабатывать материал самостоятельно,
если бы у них был, к примеру, список литературы (обязательный или
дополнительный) к каждой теме.
6.
Содержание учебной документации такого рода
ведет к модели учебного процесса, в центре которого стоит преподаватель. Эта
модель работала в 60-70 годы XX века, когда не было достаточно учебников,
научной литературы и преподаватели являлись основным источникам знаний.
Отметим, что такая система не работает сегодня, т.к. знания общедоступны, и
любой студент может изучить ту или иную тему раньше остальных.
7.
Документация выполняет пассивную роль в жизни
обучаемого. Поскольку нет гарантии того, что если студенты усвоят учебный план,
они станут хорошими специалистами.
Появившиеся
недостатки учебной документации можно устранить, если поменять ее формат, и
кроме знаний и умений добавить необходимые компетенции и предполагаемый
результат обучения.
ІІ. Компетенции
На основе
исследований методико-педагогической литературы Франции, Великобритании,
Германии и Соединенных штатов Америки, предлагается следующая смешанная
дефиниция «компетенции» (КЕО,
а) познавательная
компетенция, включающая в себя использование теорий и концепций, а также самостоятельные (скрытые) знания, усвоенные
опытом;
б) функциональная
компетенция (умения или «ноу-хау»), те вещи, которые человек должен уметь
делать в данной области работы, учебы или социальной деятельности;
в) личные
компетенции, включающие в себя знания о том, как нужно вести себя в специфичной
ситуации;
г) этические
компетенции, включающие в себя владение некоторыми личностными и
профессиональными ценностями.
По своему виду
компетенции бывают личностные и профессиональные. Часть личностных компетенций
определены как ключевые, так как они необходимы каждой личности, независимо от
профессионального направления, в котором она развивается.
В Европейской
квалификационной рамке для обучения на протяжении всей жизни есть восемь
компетенций:
· общение на
родном языке;
· общение на
иностранных языках;
· математическая
компетенция и основные знания в области естественных наук и технологий;
· дискретная
компетенция;
· умения
учить;
· социальная
и гражданская компетенция;
· инициативность
и предприимчивость;
· культурная
осознанность и творческие проявления.
Каждая ключевая
компетентность приобретается на разных уровнях разными членами общества в
зависимости от личностных потребностей и потребностей профессии, которую они
выбрали. Например, дискретная компетенция личности проявляется в умении
пользоваться компьютером. Это же можно отнести и к умениям учить. Однако
уровень владения определенной компетенцией может отличаться в зависимости от
специальности.
Стандартизация
компетенций имеет еще одну цель – более конкретное определение и необходимое
занятие определенной позиции в экономике соответствующей страны.
Профессиональные
компетенции – это стандарт, необходимый для каждой профессии, и он должен войти
в содержание государственного образовательного требования помимо знаний и
умений.
ІІІ. Квалификация
Термин
«квалификация» исключительно важен для ЕКР. «Квалификация» должна включать,
насколько это возможно, существующие общие понятия. Для примера возьмем следующую дефиницию, основанную на работе
OЭCР (Организация экономического сотрудничества и развития 2003, 2004). Итак,
квалификация приобретается тогда, когда компетентный орган определит, что
учение индивида достигло специфического стандарта знаний, умений и более
широких компетенций. Стандарт результатов учебы утверждается путем оценки
знаний студента или успешного окончания им курса обучения. Оценка квалификации
может осуществляться с помощью определенной
программы для обучения и/или практики на рабочем месте.
Квалификация дает
официальное признание оценки рынка труда при дальнейшем обучении.
ІV. Европейская
квалификационная рамка
Квалификационная
рамка это инструмент классификации и развития квалификаций в соответствии с
набором критерий уровней обучения. Этот набор критериев может содержаться как в
квалификационных описаниях, так и быть четко сформулированным в виде набора
специфических признаков для каждого уровня (КЕО,
Все
квалификационные рамки, однако, создают основу для повышения качества, доступа,
связей и общественного признания или признания рынком труда квалификаций в
стране и на международном уровне. В данном аспекте существует так называемая
мета-рамка. Под мета-рамкой подразумевается средство, дающее возможность одной
квалификационной рамке налаживать связи с другими, в результате чего одна
квалификация может связаться с другими, локализированными в другой рамке. Целью
мета-рамки является создание уверенности
при установлении связи между квалификацией в странах и секторах путем
определении принципов обеспечения качества, ориентации и информирования.
Механизмы передачи и накопления кредитов могут быть применены таким образом,
чтобы прозрачность, необходимая на национальном и секторном уровне, могла быть
доступна и на международном уровне (КЕО,
Рисунок 1 иллюстрирует упрощение взаимосвязи между разными национальными рамками и системами путем введения общих рекомендованных уровней и общих принципов сотрудничества. Сотрудничество, основанное на двусторонних и многосторонних контактах между рамками и системами, является исключительно сложным, что в свою очередь сильно ограничивает прозрачность, перемещение и признание квалификаций.
Рис. 1
Приложение 1
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. “Нужна е
разтърсваща реформа във висшето образование“, 26 Август 2010, http://www.mediapool.bg/show/?storyid=169261&srcpos=8.
2.
аботен документ на комисията към европейска квалификационна рамка за учене
през целия живот, 2005 г. SEC(2005) 957
Рецензент: д. пед. н., проф.
Плахотнік О. В.