УДК 378                                                                                    д. пед. н., проф. Толипов У. К.

(УГИИК, Республика Узбекистан),

д. физ.-мат. н., проф. Дусматов О. М.

(ДПИ, Республика Узбекистан)

 

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

 

В статті розкрита практика реалізації інноваційних технологій у вищих закладах освіти. Визначені найбільш конструктивні психолого-педагогічні умови у процесі навчання, завдяки яким студент займає активну особистісну позицію, у повній мірі реалізовує себе як суб’єккт навчальної діяльності і своє індивідуальне «Я», підвищує свою пізнавальну активність. Продуктивним методом навчальної діяяльності в проблемній лекції виявлені два важливих елементи: пізнавательні задачі та діалогові технології. Розкриті засоби організації проблемної лекції в навчально-пізнавальній діяльності студента вищої школи.

Ключові слова: пізнавательні задачі, діалогові технології, особистісна позиція, пізнавальна ситуація, проблемна лекція.

 

В статье раскрыта практика реализации  инновационных технологий в вузе. Определены наиболее конструктивные решениея психолого-педагогических условий в процессе обучения, благодаря которым студент может занять активную личностную позицию, в полной мере выразить себя как субьект учебной деятельности и свое индивидуальное «Я», то есть повысить свою познавтельную активность. Продуктивным методом учебной деятельности в проблемной лекции выявлены следующие два важнейших элемента: познавательные задачи и диалоговые технологии. Раскрыты средства проблемной лекции в учебно-познавательной деятельности  студента и преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: познавательные задачи, диалоговые технологии, личностная позиция, познавательная ситуация, проблемная лекция.

 

The article deals with the practice of Innovation technologies realization at higher educational establishments. The most favourable conditions of the learning process are discussed that provide active personal position and helps to realize himself as the subject of learning process and his personality and provokes his cognitive work. Two important elements are singled out in the productive work of the learning process in the context of problem lecture. The means of problem lecture organization in learning and cognitive student’s work are disenssed.

Key words: cognitive works, dialogue technologies, personal position, cognitive situation, problem lecture.

 

Современные проблемы подготовки педагогических кадров связаны с формированием содержания инновационной деятельности преподователья, которая рассматривается как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Одним из видов развивающего обучения является проблемное обучение, технология которого включает в себя систему проблемных задач  различного уровня сложности. Суть ее состоит в том,что преподаватель не сообщает знания в готовом виде,а ставит перед студентом проблемные задачи,побуждающие искать пути и средства их решения.

Одной из характерных для педагогической практики типов проблемных ситуаций является ситуация, которая возникает при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Основная задача лектора не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Логика проблемной стуации принципиально отлична от логики лекции информационной. Если содержание ее вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то на проблемной лекции ноое знание вводится как неизвестное для студентов. Функции студента – не проста переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления студентов на проблемной лекции-создание проблемной ситуации, имеющей фрму позновательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершавщейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречия. Позновательные задачи должны быть доступны по своей трудности для студентов, они должны учитывать позновательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимым для усвоения нового материала. Каково же дидактическое потроение проблемной лекции? Главный ее метод,как и на любой лекции, логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основное положение темы.

Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем до лекции, «впысиваются» в логику изложения, с помощью соответствующих методических приемов преподаватель побуждает студентов к  совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной, и наоборт, монологическое изложение приближает лекцию к информационной форме. Так образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие два важнейших элемента: (а) система позновательных задач, отражающих основное содержание темы; (б) общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространеных методов организации активной позновательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с кокретной ситуацией, обучаемый должен определить свое отношение к ситуации, есть ли в ней проблема и в чем она состоит. Ситуация-проблема представляет собойределенное сочетание факторов из реальной жизни, ее участники являются действующими лицами, как бы актерами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.

Оценка знаний – существенный показатель, определяющий степень усвоения студентами учебного материала, развития мышления, самотоятельности, повышения мотивации к учебной деятельности. Современный преподаватель должен иметь в своем арсенале компьютерные средства обучения различным дисциплинам, которые должны помочь ему не только организовать учебную деятельность учащихся, но и осущестивит. Действенный контроль, диагностику и управление учебным процессом. Особое значение имеют разработки тестовых заданий и тренажеров, которые позволяют автоматизировать процесс сбора, хранения и обработки информации, необходимой для контроля знаний и психолого-педагогической диагностики.

В Джизакском государственном педагогическом институте уделяется большое внимание развитию компьютерных технологий в образовании, разработке специализированных систем проверки знаний студентов. Их активное использование помагает поддерживать нужный образовательный уровень. Тестирование широко используется в ДжГПИ для тренировочного промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки студентов. Тесты достижений позволяют оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, они являются более объективным показателем обученности, чем оценка, Педагогическое тестирование на компьютере по специальной программе, обспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования, выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

Хотелось бы вычленить наиболее применяемые в ДжГПИ инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При организации процесса обучения характерным признаком является вариативность технологий, активизирующих умственную деятельность студентов: проблемные вопросы, эвристические беседы, мозговой штурм, тренинги, «кейс-стади» (обучение по конкретным учебным ситуациям, деловые игры, дискусии, диспуты). Как организационный компонент, при этом используется дополнительная литература, новейшие источники информации, компьютеры, авдио-визуальные средства. Одновременно осуществляется индивидуализация образовательного процесса с использованием возможностей компьютерных информационных технологий.

Среди инноационных педагогических технологий наиболее перспективным считаем: «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций), рефлекцию как метод самопознания, самооценки и как собственно технолого-диагностическую и развивающую, тренинговые технологии ) тренинг деловой коммуникации, личностного развития, коммуникативных умений). В вузе широко используется диагностический метод мониторинга качества образования, позволяющий оценивать результаты учебной деятельности студента с учетом его реальных учебных  возможностей и исходного уровня знаний. Наиболее перспективная система оценки – рейтинг знаний студента. Данные диагностики используются для дальнейшей корректировки учебной деятельности. В структуре института имеется центр телекоммуникационных систем, а задачи которого входит планирование, осуществление и сопровождение всех видов работ в данном направлении;создана корпоративная компьютерная сеть института, охватывающая все учебные корпуса и структурные учебно-производственные подразделения. Каждый сотрудник. Преподаватель и студент имеет возможность свободного входа в Интернет с любого рабочего места в составе сети института. Создание институтской компьютерной сети позволило внедрить центриализованную систему тестового контроля знаний студентов с минимальным числом лиц, имеющих доступ к базам тестовых заданий и функциям администрирования. Данная система обеспечивает автоматизированный процесс тестирования студентов,который управляется из единого серверного центра, где также сосредотачиватся и накапливается вся отчетная и статистическая информация о результатах тестирования.

Выводы. Таким образом, теоретический и практический анализ указанной проблемы, передавой педагогический опыт преподавания в вузе удеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в процессе обучения, благодаря которым студент может занять активную личностную позицию, в полной мере выразить себя как субьект учебной деятельности и свое индивидуальное «Я», то есть повысить свою познавтельную активность.

 

Рецензент: д. пед. н., проф. Плахотнік О. В.