УДК 376.42                                                                       к. пcихол. н., доц. Абишева Э. Д.

Изосимова И. А.

(ЖГУ им. И. Жансугурова, Республика Казахстан)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

В статье рассмотрены психологические особенности  студентов на различных  этапах изучения английского языка с использованием интерактивных методов обучения как фактов наиболее успешного овладения предмета. Определены наиболее эффективные  методы преподавания иностранного языка на различных уровнях обучения студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: интерактивные методы, психологическое развитие, студент, этап, занятие.

 

The article deals with the psychological characteristics of students at different stages of learning English using interactive teaching methods as the facts of the most successful mastery of the subject. The article considered the most effective methods of teaching a foreign language at various levels of students’ learning at non-language specialists.

          Keywords: interactive methods, psychological development, student, stage, class.

 

Постановка проблемы. Непосредственно об интерактивных методах обучения за последнее время сказано очень многое. На современном этапе развития, где жизнь не стоит на месте, а кипит в буре экономических волнений, политических преобразований и физического развития, необходимо также кардинально менять устрой и специфику преподавания.  В современном мире уже не достаточно высокого уровня владения экономическими, юридическими специальностями. Сейчас стало важно быть эрудированным, мобильный, целеустремленным, интеллектуально развитым и, конечно же, коммуникабельным человеком. Для этого необходимо в совершенстве владеть различными языками, а особенно приоритетными в нашей стране являются: казахский, русский и английский языки. Как же сейчас без английского? Однако в силу различных обстоятельств не все поступающие в ВУЗ имеют необходимый уровень владения языком. Именно с целью решения данной проблемы в ВУЗах Казахстана повсеместно стали использовать интерактивные методы обучения. Что же такое интерактивные методы, и какое влияние они оказывают на психологические особенности студентов.

Формулирование целей статьи. Целью статьи является выявление и распределение  методик интерактивного обучения на различных этапах и занятиях иностранного языка. В статье предложены способы использования интерактивных методик на различных этапах изучения иностранного языка с целью более эффективного освоения предмета.

Изложение основного материала. Интерактивные методы обучения осуществляются на базе активного обучения. Цель активного обучения – это создание преподавателем условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. К. Роджерс в своей работе «Взгляд на психотерапию. Становление человека» пишет: «Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытиями, сделанными ими самими» [1]. Подтверждение вышесказанному - слова Ш.А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами» [2]. Интерактивные методы обучения - это определенный комплекс методов, направленных на активизацию всех видов умственной деятельности студентов. Опираясь на труды Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.В. Петрусева «Обучаем иначе. Стратегия активного обучения», при правильном подходе и использовании интерактивных методов усвоение материала значительно повышается [3]. Очень важно, по мнению К.Н. Венцеля, «…чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать, чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами» [4]. Важно отметить, что не все методы подходят для той или иной работы на занятии. Используя различные методы познания, такие как наблюдение, анкетирование, а также прослеживая динамику активности и развития навыков студентов в изучении иностранного языка можно выявить следующие этапы постановки и выбора интерактивных методов:

1.                        Вступительное занятие. Этап ознакомления.

После объяснения материала, полезно использовать методы «Работы в малых группах». Это эффективно тем, что при изучении нового материала у студентов срабатывает некая защита. Психология устроена таким образом, что поначалу студенты сомневаются в своих силах и зачастую молчат, даже если, казалось бы, они знают правильные ответ, но социальный фактор оказывается сильнее внутренних побуждений и боязнь быть не правым или даже осмеянным вынуждает студента промолчать. В то время как «Работа в малых группах» помогает студенту быстрей раскрыться, видя, что он не один такой, а также стремление привнести, что-то в группу оказывает положительное влияние на студента. Организация групповых занятий должно помочь студентам ощутить сплоченность друг с другими, научиться логично мыслить, исследовать и анализировать полученный материал, принимать решения  (самостоятельно и в группе), а также помочь справляться со своими страхами и неуверенностью в своих силах, то есть развить те качества и стороны характера, которые необходимы будут им при дальнейшей работе. Студент обычно произносит 3-5 предложений на иностранном языке с учетом пройденных конструкций и выражений. Проявляется более тесный контакт с преподавателем.

2 .  Продолжающее занятие. Этап изучения.

Здесь пройдя некоторые психологические барьеры, студент оказывается смелее и в некоем роде активнее. На данном этапе конечно можно применить опять же групповую работу, но эффективней будет использовать метод работы в паре. Разница здесь состоит в том, что при работе в группе студент чувствует больше желание помочь коллективу, нежели ответственность за него. А при работе в паре студент ощущает на себе уже большую ответственность и стремление выделиться на фоне партнера. Здесь в отличие от групповой работы, где студент может «отсидеться», придется активировать все свои знания на решение проблемы. На данном этапе студент уже может выразить свои мысли более чем 10 предложениями, ранее изученными конструкциями и немного добавляя от себя. Однако, следует учитывать множество факторов. При комплектовании пар студентов необходимо учитывать уровень владения предметом и межпредметными связями, индивидуальные эмоционально-психологические особенности личности и взаимоотношение между участниками группы. Пары студентов следует формировать с учетом цели занятия, отдельного его этапа, типа учебных заданий. При изучении нового материала (в зависимости от его содержания) можно формировать пары с одинаковыми или противоположными психологическими особенностями, с одинаковым или разным уровнем обученности. Пары со сходным уровнем владения предмета быстрее справляются с простыми заданиями и переходят к выполнению более сложным. Проверку знаний лучше проводить в парах, сформированных на основе одинакового уровня обученности или сходных психологических особенностей.

3.                        Формирующее занятие. Этап адаптации.

Это занятие является продолжающим. На данном этапе начинают формироваться основные виды знаний и умений. На  данном этапе студент уже чувствует некое спокойствие, так как определенный багаж знаний у него уже сформировался. Для этого периода характерно использовать такие методы, как кейс-стади, методы решения проблем  («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»). В этот период студент чувствует себя более уверенным. Теперь он может выражать свои мысли в более полном объеме, хотя по прежнему существует некий психологический барьер, который мешает студенту поверить в свои силы и активизировать свой внутренний потенциал. Эти методы способствуют развитию собственного мнения и решимости студентов. Чем больше  они будут вовлечены в учебную деятельность, тем эффективней будет результат. А следующие методы, помогут студентам начать самостоятельно говорить и активизируют их самостоятельную деятельность. К тому же не навредят их самооценке, если возникнут ошибки, так как эти методы подразумевают конкретные ответы и не требуют высокого уровня владения иностранным языком. На данном этапе эффективными станут также использование прослушивание и работа с песнями и различными видео на английском языке. Эта работа поможет студентам повысить их мотивацию, так как на данном этапе обучения у них может появиться некая отрешенность и усталость от предмета. Выполнений заданий с использованием новых методик могут повысить их интерес к изучению языка, а использование  аудио и видео материалов на иностранном языке помогут им более полно и эффективно проверить свой уровень владения языком. Однако, от преподавателя необходим высокий уровень подготовки и ответственности. От  преподавателя требуется подготовить различные задания, которые студенты должны выполнить до прослушивания или просмотра материала, во время и после просмотра. Это не даст студентам полностью отвлечься от предмета изучения, но в то же самое время поможет им немного расслабиться и окунуться в лингвистический мир изучаемого языка.

4.                       Развивающее занятие. Этап внутренней стабилизации.

 Для данного периода характерны высокое знание  темы, большой лексический запас и способность выражать мысли на иностранном языке. В это время студент чувствует себя раскрепощено и с легкостью формулирует свои высказывания. На данном этапе эффективными будут следующие методы: обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум. Эти методы направлены не только на развитие речевого аспекта изучаемого языка, но и способствуют повышению уровня мотивации через творческие подходы обучения. Этот этап проведения занятий характерен высоким уровнем владения языка у студентов. Однако во время выполнения работы у студентов могут возникать те или иные трудности в языковой компетенции. Чаще всего это проблемы лексического характера. Они возникают при подготовке речи выступления. Здесь важен высокий уровень мастерства преподавателя, так как именно при выполнении таких видов работ у студентов задействованы все виды мыслительных процессов. Поэтому от преподавателя  требуется высокая степень владения языком, чтобы вовремя ответить на все поставленные вопросы студентов. Именно при выполнении таких работ и более эффективно запоминание лексических и грамматических структур, так как оно основано на ассоциативном мышлении. На данном этапе обучения, можно постепенно приглашать носителя языка для проведения занятий. В последнее время все чаще стал применяться метод «шести шляп мышления».

5. Закрепляющее занятие. Этап реализации.

На этом этапе студент уже активно использует весь приобретенный лексический и грамматический материал. Может конкретно и полно ответить и обосновать полученную тему и представить ее на всеобщее обозрение не боясь критики. Эффективны здесь будут: использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, носителя языка, экскурсии), а также метод проектов, на котором студент сможет более полно показать уровень владения языком или определенным его разделом. На этом этапе обучения, весьма эффективным будет приглашение на занятия, а по возможности и проведения занятий с носителем языка. Так как, воспринимая на слух истинную речь изучаемого языка, у студентов активизируется подражательная деятельность, и изучение языка проходит более быстрым темпом. К тому же, носитель языка может более полно и конкретно ответить на все интересующие вопросы студентов касаемо страны изучаемого языка, людей, традиций и ,конечно же, особенностей самого языка.

На каждом этапе формирования знаний студенты преодолевают различные психологические барьеры. Выбор наиболее оптимального метода обучения иностранному языку поможет преподавателю не только не напугать студента, от чего он может впоследствии прекратить изучения языка, но и мотивировать его на последующее овладение более полной информацией о языке. Выясняется, что не все методы подходят для  того или иного этапа. Нужно четко знать уровень владения языком у студентов и подбирать наиболее подходящий вид деятельности. Такие виды деятельности как игры, разучивание песен в большинстве случаев будут полезны на различных этапах занятий, однако нельзя использовать дискуссии или дебаты в самом начале изучения языка, так как это только запутает и напугает студентов. Немало важным при выборе того или иного метода основываться на наглядности. Как говориться «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Этот принцип работает также в обучении. Основываясь на правильности выбора метода, преподаватель с легкостью может проследить психологическое изменение студентов. Через удовлетворение своих потребностей и успешное выполнение работы студент будет активней стремиться к получению новых знаний.

Важно отметить, что от психоэмоциональной устойчивости и внутренней самооценки студента во многом зависит скорость усвоения и изучения иностранного языка. Было замечено, что студенты с более высокой самооценкой и низкой самокритичностью более полно и быстрее воспринимают изучаемый материал, а за счет своей активности воспроизводят в наилучшем виде. И наоборот, более замкнутые и нерешительные студенты испытывают большие трудности в изучении языка и зачастую бросают его изучение еще на начальных этапах обучения. Поэтому крайне важно воспитать у студентов чувство уверенности в собственных силах и ответственности за изучение языка. Конечно же, это крайне сложно, потому что в ВУЗ приходят уже практически сформированные личности. Очень сложно «переделать» человека, если он привык быть в стороне от происходящих дел. Однако, это возможно. Во многом это зависит от коллектива, если студент попал в пассивную среду, то и сам не будет активным, а если коллектив стремительно движется вперед, то и студент не захочет от них отставать. Поэтому и были созданы интерактивные методы обучения, чтобы как группу, так и отдельных студентов мотивировать, даже где-то заставить двигаться вперед и не останавливаться, даже если цель сложна, а результат порой кажется, не постижим.

Не смотря на то, что сами интерактивные методы играют важную роль в изучении иностранного языка, важно не забывать роль преподавателя на всех этапах изучения языка. Преподаватель в данных условиях уже не несет такой уровень ответственности, как было при традиционном обучении, но все же преуменьшать роль преподавателя не в коем  случаи нельзя. Так как во многом эффективность применения этих методов зависит от самого человека, от его стремления обучить и помочь в изучении языка. Важно не забывать, что не столько методы являются интерактивными, сколько должен быть интерактивным сам преподаватель. Если преподаватель интересно и творчески построит занятие, то любой метод в его «руках» может стать интерактивным. Преподавателю требуется осознанно подходить к подготовке и проведению каждого занятия. Ведь порой где-то требуется активизировать, чтобы студент не заскучал, а где-то порой наоборот дать возможность активизироваться студенту. Профессия преподавателя всегда была не легкой, с появлением интерактивных методов и современных технологий в образовании, казалось бы, учить стало легче, ведь ответственность теперь в большей степени ложиться на «плечи» студента. Но нет, «капнув» глубже во всю суть преподавания, понимаешь, что степень ответственности преподавателя повысилась еще больше, просто она спрятана за такими терминами как, «активное» или  «интерактивное обучение».

Выводы. Подводя итоги, мы считаем, что при правильном использовании  интерактивных методов в процессе изучения английского языка с учетом правильности выбора метода на разных этапах занятия, выборе различных форм преподавания, а также активном преподнесении материала преподавателем, можно быстрее и эффективней изучить иностранный язык и добиться высокого уровня владения английским языком. Однако, важно не забывать, что сколько бы ответственности за изучение языка не ложилось на студента, все равно преподаватель есть «проводник» в светлый мир знаний.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Р. Роджерс. – М., 1994

2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. / Ш. А. Амонашвили. – М., 1984.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Г. М. Андреева. – М., 2000.25 с.

4. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И., Губаревич И. И., Петрусев С. В. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. М., 2000.

5. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. / Д. Н. Кавтарадзе – М., 1998.

 

Рецензент: д. філол. н., проф. Волков А. Р.